Когда наступает «детсадовский» период в жизни ребенка, и сам малыш, и его родители не застрахованы от массы проблем. И самая глобальная из них ― нежелание ребенка идти в детский сад.
Психологический дискомфорт, который испытывает малыш, может негативно отразиться на формировании его характера, мировосприятии, на отношениях с родителями и общей атмосфере в семье. Чтобы предотвратить такую неприятную ситуацию, консультация у профессионального психолога перед поступлением в детский сад будет весьма полезной.
Для безболезненной адаптации ребенка к детскому саду важно соблюдение нескольких факторов: физическое здоровье, психологическая готовность к социализации, уровень способности к общению, индивидуальные особенности темперамента и нервной системы малыша.
Родители должны не замыкаться на своих проблемах, а приложить силы для лучшего узнавания своего ребенка и поиск оптимальных решений для его подготовки к детскому саду.
Какими должны быть их действия в этом направлении?
Для раннего детского возраста характерен быстрый темп развития, часто при этом неравномерный. У малышей развивается самосознание. Навыки и умения еще не развиты или нестабильны. Дети не владеют устойчивой работоспособностью, они чрезмерно эмоциональны, а некоторые из них легко возбудимы.
По убеждению психологов, большинство детей нужно отдавать в детский сад не раньше 3,5–4 лет, когда ребенок уже действует осознанно, владеет речью и навыками самообслуживания. Но это правило действует не всегда: более младшие дети ― от 2-х лет ― зачастую легче привыкают к новому образу жизни.
После периода адаптации ребенок получит много полезных навыков в детском саду
|
Следует учесть не только удаленность дошкольного заведения от дома, но и условия пребывания в нем, оснащенность бытовым, игровым, развивающим, методическим оборудованием. Не лишним будет и познакомиться с потенциальным воспитателем ребенка. При этом можно полагаться как на отзывы и рекомендации знакомых и посетителей интернет-форумов, так и на собственные ощущения.
Чтобы большое количество детей и незнакомые взрослые не травмировали малыша, нужно заранее пытаться знакомить его с новыми людьми: вовлекать их в разговоры и совместные игры, приглашать в гости.
У малыша должен быть свой режим дня. Представьте: ребенок идет в детский сад, а там ― определенный ритм жизни, распорядок дня, который нужно выполнять неукоснительно. Это может стать причиной стресса и нежелания идти в садик.
Уметь играть ― дело непростое. Еще дома с малышом необходимо играть в игры настольные, подвижные, индивидуальные и коллективные. Это не только интеллектуальное и психическое развитие ребенка, это подготовка к социализации в условиях детского коллектива.
Чем больше умеет ребенок делать для себя в плане бытового и гигиенического самообслуживания, тем уверенней он будет чувствовать себя в детском саду, тем меньше поводов для расстройства у него будет.
Если ребенок не хочет идти в детский сад, то, скорее всего, родители не в полной мере подготовили почву для нового образа жизни малыша в стенах детского сада, и адаптационный период обещает быть непростым.
С самого первого дня необходимо дать ребенку четкий настрой на то, что он каждый день будет ходить в детский сад. Нужно внушить необходимость этого шага, обязательно предоставив убедительные аргументы: мама и папа на работе, дома скучно одному и опасно, в садике много детишек и игрушек, ждут интересные дела и праздники и т. д.
Категорически запрещается:
― выражать при ребенке неуверенность в целесообразности посещения детского сада;
― оставлять ребенка дома после уговоров;
― водить малыша в детский сад нерегулярно.
Тем не менее, с некоторыми детьми могут возникать определенные проблемы.
Больше уделяйте внимание малышу – и вы сможете выявить причины его нежелания ходить в детский сад
|
Можно заинтересовать ребенка объектами, которые встречаются по дороге в садик; напомнить об интересном событии в саду; взять с собой новую книжку или игрушку, чтобы показать друзьям, и т. д. То есть позитивно мотивировать малыша.
Необходимо выяснить причины неприязни ребенка к воспитателю: быть может, они обоснованы? Если нет, то стоит поговорить с педагогом и вместе с ним найти выход из создавшейся ситуации.
В игровой форме попытаться выяснить причины нежелания идти в сад. Вместе с педагогом обсудить конфликтную ситуацию и решить ее. При неудаче ― обратиться к психологу.
Для многих детей еда, отличная от домашней, является неприемлемой. Договоритесь с воспитателем, не стоит малыша заставлять есть предлагаемые нелюбимые блюда. Постепенно он сможет привыкнуть или у него появятся кулинарные приоритеты. По возможности, можно давать из дома фрукты, печенье.
Это случается, если ребенок дома не приучен к дневному сну. Для привыкания бывает эффективно принести из дома любимую игрушку: с ней, напоминающей о доме, малыш быстрее успокоится, а чуть позже приучится спать и без нее.
Первое время в туалет может водить мама. Принесите из дома собственный горшок ребенка. Постепенно малыш приучится пользоваться туалетом в детском саду.
Иногда ребенок не хочет в детский сад из-за особенностей своего интеллектуально-психического развития. Одаренный ребенок может просто скучать в детском саду: ему необходим индивидуальный подход, более сложные задания, а в идеале ― специализированный сад с особой системой обучения и воспитания.
Нежелание идти в детский сад могут проявлять и дети-аутисты, которые часто не могут существовать в коллективе. Для занятий с ними необходим опыт специально обученных педагогов.
Причин, по которым дети не хотят идти в детский сад, может быть очень много. Главное ― суметь их предупредить, правильно подготавливая ребенка к посещению детского сада и адекватно реагируя на любые сложные ситуации в сотрудничестве с воспитателем и психологом.
Читайте также: о болях в животе, съемных протез, расстройстве личности.