Введение
Исследования показали, что депрессивные состояния у детей –школьников наблюдаются от 20% до 85%. Еще до подросткового возраста существует несколько возрастных групп, представляющих собой совсем разные психологические миры, где симптоматика депрессии также чрезвычайно различна.
Симптомы депрессий у детей
В отличие от депрессии пожилых людей, в качестве типичных черт депрессии в детстве выступает их кратковременность, быстрота смены депрессивных состояний возбуждением, массивность вегетативных нарушений, фиксация ребенка на своем физическом состоянии, появление навязчивостей, тревоги и страхи, нарушение поведения, а также снижение интереса к занятиям или любимым играм.
Согласно американской классификации признаками депрессии у детей являются:
- Потеря аппетита;
- Проблемы со сном (кошмары);
- Проблемы с оценками в школе, которых до этого не наблюдалось;
- Проблемы с характером: отдаление, надутость и/или агрессивность;
- У подростков одним из индикаторов также может стать использование наркотиков или алкоголя.
Проецируясь на ту или иную фазу развития ребенка, депрессия «рядится» в разные «одежки», принимая все новые «образы».
В младенчестве, во время особой зависимости ребенка от матери, депрессия выражается симптомами нарушения пищеварения, сна, повышением температуры тела, разрыве контакта, остановкой в развитии. Позже, в дошкольном возрасте, депрессия характеризуется расстройством настроения и двигательной активности, снижением инициативности, дети стремятся к одиночеству, у них появляются приступы немотивированного плача, агрессивность, иногда возникает непроизвольное мочеиспускание (энурез) и выделение кала (энкопрез), возникают страхи темноты, животных, одиночества, нарастает тревога. У младших школьников периодический спад работоспособности в комбинации с раздражительностью, робостью, неуверенностью, незаинтересованностью в учебе и играх сочетается с приступами плача и ощущением безрадостности существования. Чем ближе к пубертату, тем отчетливее выступают дисгармоничность, наклонность к замкнутости, не характерное ранее для ребенка мудрствование на «взрослые» темы.
Причины депрессий у детей
Причины депрессии формально можно разделить на три группы.
Во-первых, депрессия может стать осложнением инфекционных заболеваний (грипп, пневмония, ангина и др.).
Во-вторых, депрессия может развиваться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.).
В-третьих, депрессия может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами, на фоне полного физического и социального благополучия. Возникновение этой разновидности депрессий, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Наконец, существует группа так называемых сезонных или "зимних" депрессий , возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (данный вид депрессии часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).
Профилактика детской депрессий
Риск возникновения ранимости у ребенка и, следовательно, риск депрессии можно уменьшить, если в семье, детском саду, школе все делается с уважением к каждому ребенку, с учетом уровня его развития, возможностей, трудностей и чувств. Ребенок должен расти среди людей, которые его понимают и принимают таким, какой он есть (т.е. предъявляют умеренные требования).
Лечение депрессий у детей
Тактика лечения детей, страдающих депрессией, зависит не только от проявлений самого заболевания, но и от той микросоциальной среды, в которой они находятся. Беседы с депрессивным ребенком или подростком требуют времени, настойчивости и предельной корректности, а так же активного, эмоционального сопереживания.
Иногда для достижения позитивных изменений в системе семьи необходима семейная терапия, направленная на то, чтобы растолковать истинную роль ребенка в семье и причину его депрессии, поддержать родителей, показать значимость их родительских обязанностей. Получив помощь, они должны увидеть «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты».
При индивидуальной терапии работают над укреплением самооценки ребенка и, следовательно, над развитием его способности выражать свои чувства, рассказывать о них, представлять травмирующие его переживания или справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.
Когнитивная поведенческая психотерапия направлена на то, чтобы дать переживаниям ребенка позитивный стимул, развить способность у детей шаг за шагом справляться с заданиями, а значит лучше приспособиться к социальным отношениям.
Одним из методов лечения может быть светотерапия -б ольшинство специалистов положительный эффект лечения светом связывает с усилением регулирующей функции коры головного мозга, а также с нормализацией активности вегетативной системы.
Антидепрессивное медикаментозное лечение детей и подростков используется относительно редко, но иногда применяется при лечении затянувшейся депрессии у подростков, если не помогает психосоциальная терапия, или когда в депрессии большую роль играет наследственность. Усиление, уменьшение, отмену препаратов может назначить только врач-психиатр. Имейте в виду, что увеличение дозировки или резкая полная отмена назначенного препарата приведет к значительному ухудшению психического и физического состояния ребенка. Не стоит пугаться, если врач назначит 4-кратный прием антидепрессантов, так как при лечении депрессии очень важным является правильное распределение препаратов в течение суток. В тех случаях, когда наблюдаются резкие суточные изменения настроения, правомерно назначение различных сочетаний и чередование препаратов, сглаживающих эти колебания. Принимая во внимание опасность самоубийства, следует заранее решить, кто именно в семье будет отвечать за выдачу препаратов ребенку.
Задача психотерапевтического общения на заключительном этапе лечения состоит в убеждении ребенка или подростка своевременно обратиться к психиатру при повторении болезненного состояния.




Оставить комментарий