После перенесенного инсульта практически у 50% больных наблюдается потеря способности выражать мысли словами, которая проявляется в виде афазий. «Афазия» в современной терминологии — это системное нарушение речи вследствие поражения головного мозга локального характера. Афазии проявляются у больных по степени выраженности речевых расстройств и по форме их проявлений. К примеру, некоторые больные с афазией полностью теряют речь и становятся «безречевыми», речь других искажается до неузнаваемости, третьи испытывают только легкие затруднения в разговоре. Некоторые больные после инсульта полностью теряют способность понимать речь других людей. После осмотра больного врач-логопед установит, какой именно формой речевого расстройства страдает человек.
Логопед восстанавливает речевую функцию у больного после инсульта
|
Обычно в первые дни после перенесенного инсульта больной совсем не может говорить, он не понимает речи окружающих. Так проявляется тотальная афазия, которая через несколько дней может смениться одной из форм речевого расстройства. Специалисты различают такие формы афазий в зависимости от локализации поражения мозга:
При афазии у человека нарушается не только понимание речи или произношение, после инсульта больной не может читать, писать и считать. Афазия полностью изменяет семейный и социальный статус человека, его отношение к себе самому и к окружающей действительности. Таким образом, к основным задачам речевой реабилитации больного относят не только восстановление речи, но и его социальную адаптацию.
Реабилитация больного после инсульта — это очень длительный процесс, на полное восстановление речи требуется до двух, а в некоторых случаях и до шести лет. Эффективность восстановления речи часто зависит и от того, когда начинается работа по реабилитации больного.
Как правило, к концу третьей недели после инсульта можно определить основную форму афазии. Именно в этот момент логопед определяет методы работы при данном расстройстве речи, и начинается ранний восстановительный период. Длится этот период до шести месяцев.
По данным исследований, проведенных отечественными и зарубежными специалистами, раннее начало работы над восстановлением речи пациента влияет на скорость реабилитации, способствует более эффективному восстановлению речи.
Хорошего результата можно достичь, если начинать реабилитационную работу не позже чем в первые три месяца после инсульта. При этом необходимо проводить восстанавливающие упражнения для речи не менее трех часов в неделю в течение как минимум пяти месяцев. В некоторых случаях постепенное улучшение речи наблюдается и в более поздние сроки, вплоть до двух лет.
Как показывает практика, у одной и той же формы речевого расстройства могут быть различные проявления в зависимости от особенностей личности пациента. И наоборот. Нередко у больных наблюдаются совершенно одинаковые на первый взгляд симптомы, но механизмы этих симптомов очень отличаются друг от друга. Очень трудно разобраться в специфике расстройств речи, не имея специального образования, поэтому родственники не должны вмешиваться в процесс лечения, и тем более не должны решать, какой метод выбрать для работы с больным.
На раннем этапе восстановления речи логопед применяет методики реабилитации в зависимости от формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие. Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.
Восстановлением речевой функции у больного после инсульта может заниматься только логопед. Работа по реабилитации речи требует от логопеда не только знаний по педагогике, но и по ряду смежных наук: психологии, неврологии, лингвистике. В профессиональные качества логопеда должно входить умение располагать к себе людей, устанавливать предельно доверительные отношения.
Только специалист по восстановлению речи имеет право выбирать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования, это чисто профессиональная задача. Родственники не могут предлагать больному после инсульта выполнять упражнения для восстановления речи по собственному разумению, и, тем более, выбирать методы логопедической работы. Забота родственников о близком человеке понятна, поэтому, чтобы не навредить лечению, их главной обязанностью является осознанно, аккуратно, даже педантично, выполнять все предписания лечащего врача, помочь больному приготовить задание к следующему занятию, стимулировать его к активной речевой деятельности.
Некоторые люди считают, что неправильно подобранные методы работы логопеда с больным не принесут большого вреда. Такое мнение ошибочно. Неправильное применение приемов работы по восстановлению речи может привести к отрицательным последствиям. К примеру, больной может вообще потерять веру в успешность обучения, его активность может резко снизится, это может стать причиной полного отказа от занятий. Логопедические методы работы, их выбор и осуществление — очень сложный и тонкий процесс.
Восстановление организма после инсульта происходит медленно и зависит от индивидуальных особенностей пациента
|
Родные пациента после инсульта должны как можно больше с ним разговаривать, обсуждать обычные бытовые ситуации, это способствует восстановлению понимания речи окружающих, «речи про себя». Если вам показалось, что больной вас не понял, повторите вопрос четко, громко и медленно. Для успешной реабилитации полезно слушать вместе радио, смотреть телепередачи. Даже обсуждение домашних забот или небольших семейных событий в присутствии больного будет способствовать восстановлению его речи. При этом проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления. Очень рекомендую книгу «Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи» замечательного педагога-логопеда Т.Г. Визель. В ней вы найдете подробно описанные упражнения для восстановления речи после инсульта. Книга адресована логопедам, педагогам, родителям.
Эмоциональный фактор имеет огромное значение на всех этапах восстановления речи. Больные нуждаются в ободряющих беседах, необходимо помочь им сформировать положительную мотивацию к занятиям, правильное отношение к себе. Для полного или частичного восстановления речи потребуется времени больше, чем для улучшения общего состояния пациента. Логопедическая работа при нарушениях функций речи после инсульта — длительный и трудоемкий процесс, и только при полном доверии и тесном сотрудничестве логопеда, пациента и его родственников лечение инсульта будет эффективным.
Читайте также на нашем сайте про колит и энтероколит, лечение варикозного расширения вен на ногах, аритмию.
Оставить комментарий