Дизартрия – это наиболее тяжелое нарушение речи, так как связано с нарушениями в центральной нервной системе. Это заболевание проявляется нарушением произношения звуков, заменой одних звуков другими, изменение темпа речи, силы голоса. Все это приводит к тому, что речь становится невнятной, тяжелой для восприятия. Дети с дизартрией понимают, что их речь отличается от речи сверстников, им тяжело общаться, трудно находить общие темы для разговоров.
Кроме этого, дети раннего возраста достаточно жестоки к тем, кто чем-то отличается от них. Все это в сумме приводит к тому, что дети с дизартрией плохо идут на контакт, они замыкаются в себе и стараются не разговаривать.
Причины дизартрии:
- инфекции, перенесенные во время развития плода в утробе матери;
- травма, нанесенная в процессе родов ребенку;
- ранее перенесенные инфекционные заболевания с негативным воздействием на нервную систему и головной мозг – например, менингиты и энцефалиты;
- врожденные пороки развития нервной системы;
- диагностированная ишемическая болезнь новорожденных;
- наследственные заболевания тяжелой степени.
Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. Применяются следующие мероприятия:
- логопедическая коррекция;
- медикаментозное лечение;
- массаж;
- дыхательная гимнастика;
- ЛФК.
При лечении очень важно, чтобы в этом были заинтересованы родители, так как лечебные методики рассчитаны не только на время занятия в логопедическом кабинете, но и в домашних условиях.
Для детей с дизартрией основным направлением в лечении является развитие речевой мускулатуры (губы, язык, мягкое небо). Для этих целей целесообразно проводить постепенно усложняющиеся упражнения. Это можно сравнить с обучением ребенка ходьбе: сначала ползаем, затем сидим, потом учимся вставать, ходим за ручку и, наконец, самостоятельная ходьба.
Первое, что необходимо делать ежедневно, – это логопедический массаж мышц лица.
Следующим этапом в лечении дизартрии у детей является применения активной гимнастики речевого аппарата.
Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения. Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов.
Иванова Елена Викторовна
Детский логопед второй категории
Детская поликлиника Литфонда