В большинстве случаев родители бьют тревогу слишком поздно, обращая внимание на речевое отставание ребенка, когда ему уже исполнилось 4-5 лет. Хотя современная медицина настоятельно рекомендует как можно раньше вести малыша к специалисту для своевременной работы по развитию речевых навыков.
Задержка речевого развития детей (ЗРР) ― такой диагноз все чаще ставят специалисты малышам в возрасте от 4 лет. Близок к нему и другой диагноз ― ЗПРР ― задержка психо-речевого развития. Первый подразумевает лишь задержку развития речи, а второй ― более серьезный ― и отставание в интеллектуальном развитии.
Отставание речевых навыков ребенка от возрастной нормы и называется задержкой речевого развития. Ставится такой диагноз детям в возрасте до 4 лет, задержка речи в более позднем возрасте уже классифицируется как общее недоразвитие речи.
В интеллектуальном плане дети с ЗРР ничем не отличаются от своих «говорящих» сверстников, но если не предпринять никаких мер, этот диагноз грозит перейти в ЗПРР – уже с проблемами с мыслительными процессами.
Общепринятая периодизация речевого развития ребенка предполагает определенные речевые умения и навыки малыша на каждом возрастном этапе. Дети с диагнозом ЗРР не вписываются в эти рамки, не дотягивая до нужного уровня. Наблюдается отставание в произнесении звуков, первых слогов, слов, в построении словосочетаний и предложений, а чуть позже ― и в создании связных текстов.
По умственным способностям дети с диагнозом ЗРР не отличаются от других
|
Причинами задержки развития речи детей называют следующие факторы:
Существуют определенные нормы развития речи детей в каждом возрастном периоде. Если на каком-то из этапов родители заметили несоответствие речевых навыков своего малыша норме, необходимо обращаться к одному из специалистов: невропатологу, логопеду, дефектологу, психологу или психотерапевту. И делать это надо как можно раньше.
Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.
Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:
Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.
Диагноз ставится после обследования ребенка врачом и собеседования с родителями
|
Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.
Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.
По предписанию невропатолога могут применяться препараты, улучшающие кровообращение мозга и стимулирующие умственные процессы: цинаризин, ноотропил, кортексин и др.
Эти методы позволяют восстановить деятельность отдельных разделов мозга, отвечающих за речевую активность, дикцию, лексический запас, мыслительные способности.
Массаж стимулирует двигательные функции и помогает развивать ощущения и восприятие, что позитивно отражается на речи.
Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др.
При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.
Родителям специалисты дают такие рекомендации:
Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз «задержка речевого развития» будет побежден.
Оставить комментарий