Согласно опросам, большинство современных родителей (77%) считает состояние здоровья своих детей далеко не удовлетворительным. Особенно это касается детей младшего и среднего школьного возраста. Согласно исследованию центра РАМН, только 3% выпускников оканчивают школу абсолютно без патологий. Проблема здоровья нации – налицо.
Причин ухудшения ситуации с детским здоровьем много. На самочувствии активно растущего организма сказываются как объективные факторы (неблагоприятная экологическая ситуация, общее снижение иммунитета детей, сложности с приобретением качественных продуктов, мутация ряда инфекций и др.), так и вполне субъективные причины (неправильный режим дня, несбалансированное питание, чрезмерные учебные нагрузки, отсутствие физической активности). Складываясь воедино, все эти факторы образуют целый комплекс недугов российских школьников, которые часто болеют, быстро устают и мало успевают не только по учебной программе, но и в рамках внешкольного времяпрепровождения. В силах родителей изменить ситуацию в лучшую сторону, сведя к минимуму, прежде всего, вторые, субъективные причины.
Неизменным спутником всех будущих великих гениев является перегрузка во время школьных занятий. Ее серьезно усугубляет плотное расписание, состоящее из дополнительных кружков и секций, которыми родители щедро снаряжают своих детей. Чрезмерные, не соответствующие возрасту нагрузки, в свою очередь, ведут к стрессам и неврозам, негативно сказываются на общем психическом и физическом состоянии школьников, обостряя ряд сопутствующих заболеваний. Врачами давно выявлена прямая зависимость между количеством хронических болезней, приобретенных школьниками во время учебы, и интенсивностью учебной программы. Стоит все-таки здраво подходить к организации времени школьника, помните – свободное время у ребенка тоже должно быть. Что касается типичного списка «школьных болезней», то чаще всего мы увидим в нем нарушение работы пищеварительной системы (гастрит), проблемы со зрением (близорукость) и искривление позвоночника (сколиоз).
Основной причиной гастрита является нерегулярное и несбалансированное питание детей во время учебного года. И если завтрак дома родители еще могут проконтролировать (кстати, лучше если он будет включать в себя не бутерброды, а молочные продукты или кашу), то с рационом в течение дня все гораздо сложнее. Поэтому крайне важно донести до ребенка необходимость обедать в школе, не игнорируя при этом «невкусный» суп в угоду многочисленным сладостям. Если школа предоставляет такую возможность, старайтесь оплачивать его обеды заранее, а карманные расходы в течение дня ограничить необходимым минимумом. Вечером желательно есть больше овощей и меньше тяжелой жирной пищи, на ночь очень полезна кисломолочная продукция.
В отличие от проблем с желудком ухудшение зрения принято считать «болезнью отличников». Однако сегодня вкупе с непосредственно учебной нагрузкой негативное влияние на глаза оказывает множество занятий вне школы, долгое сидение перед телевизором или компьютером, отсутствие прогулок на свежем воздухе. Если вы хотите сохранить ребенку зрение, позаботьтесь об удобном и хорошо освещенном месте для домашних занятий, не допускайте чтения лежа, любые зрительные нагрузки чередуйте с физическими (они дадут отдых глазам), ограничьте время перед компьютером до 30-60 минут в день (желательно разбить его на два-три интервала с перерывами) и не забывайте про полезные для зрения продукты – рыбу, морковь, капусту, творог, ягоды красного цвета, зелень. Очень полезно периодически делать специальные расслабляющие упражнения для глаз. Кстати, сильно усугубляет ситуацию со зрением неправильная осанка во время занятий.
Сколиоз – третья по списку, но не по значимости проблема школьников. Неподвижное, статичное и часто неправильное сидячее положение в течение нескольких часов ведет к формированию устойчивых деформаций позвоночника. А ведь проблема осанки касается не только эстетической стороны вопроса, но и психологической (сутулые подростки более зажаты и менее общительны). И самое главное – физической (только правильное положение тела, при котором мышцы напрягаются оптимально, способствует полноценной работе внутренних органов). Очень важно, особенно в начальных классах, следить за тем, как ребенок сидит при выполнении уроков или за компьютером, а также за его осанкой при ходьбе. Удобной мебелью для него будет стол на уровне локтя, а стул – на уровне голени. Что касается передвижения, то есть очень верный способ стоя определить правильное положение тела – прислоните ребенка к стене, прижмите к ней одновременно затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки. Делайте упражнение каждый день – так он быстрее запомнит нужное положение тела и станет передвигаться, как полагается. Постарайтесь не упустить время – если ребенок привыкнет сидеть и ходить «криво», то будет испытывать постоянный недостаток кислорода, что в свою очередь скажется на его быстрой утомляемости и снижении скорости мышления.
Что касается заболеваний, широко распространенных в детских коллективах, то это, в первую очередь, респираторно-вирусные инфекции (грипп, ОРВИ) и головной педикулез. Связано это в основном с активной социализацией детей в школьном возрасте, их общительностью и контактностью. Каждая из этих «эпидемий» чревата своими осложнениями. Запущенные простудные заболевания грозят вторичными бактериальными осложнениями (ринит, синусит, отит, пневмония, энцефалит, и т.д.), которые вылечить уже гораздо сложнее. Головной педикулез опасен своим быстрым распространением среди ребят, в том числе, из-за их нежелания обнародовать факт «заражения вшами». Дети (да и родители) до последнего скрывают подобную информацию, а ведь это тоже рискованно – при отсутствии необходимой обработки головы ранки от расчесываний являются благодатной почвой для проникновения вторичной инфекции. И в этом случае «просто вши» могут обернуться более серьезными последствиями. «Стоит понять, что стеснительность или стыдливость в вопросах здоровья – последнее дело. Лучше примите первые меры по облегчению течения заболевания, а дальше предоставьте возможность разобраться специалистам, – комментирует Ольга Спиридонова, сотрудник РБОО «Центр лечебной педагогики», эксперт программы «Счастливое детство без педикулеза». – Без назначения врача стоит применять только надежные средства. Например, улучшить самочувствие и ускорить последующее выздоровление в случае простудного заболевания вам помогут лекарства на основе природных трав (эхинацеи, женьшеня), а для борьбы с педикулезом лучше использовать средства на основе силиконовых масел (диметиконов)».
Помните – то, каким вырастет ваш ребенок, во многом зависит именно от вас. Уделяйте как можно больше времени и внимания его проблемам и не откладывайте «на потом» то, что спустя несколько лет исправить будет крайне трудно.