Все об обследовании
«Психологический портрет учителя»
(по книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков»)
Какой вы учитель? Хотите узнать свой стиль преподавания и получить информацию о некоторых особенностях Вашей нервной системы? Пройдите наш тест!
Инструкция:
Отвечая на воп росы, не забывайте, что «неправильных» ответов быть не может - могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который наиболее точно отражает Ваши мысли, чувства, реакции.
1. В воспитании важнее всего:
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) сформировать уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок.
1) да;
2) в зависимости от настроения;
3) нет.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю...
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок, то...
1) я не могу начать урок;
2) я не обращаю на это внимания;
3) моя реакция зависит от ситуации.
5. Когда я поступаю несправедливо с учеником, то...
1) мне трудно признать это;
2) я могу признать свою неправоту;
3) таких случаев не было.
6. Для меня важнее всего...
1) отношения с учениками;
2) с коллегами;
3) не знаю.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть.
1) часто;
2) иногда;
3) никогда.
8. Присутствие на уроке посторонних...
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте.
1) обычно;
2) нет;
3) в зависимости от ситуации.
10. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам.
1) не уверен;
2) нет;
3) да.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться...
1) с учениками;
2) с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении.
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других.
1) да;
2) нет;
3) не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который...
1) дает четкие указания;
2) не вмешивается в мою работу;
3) предлагает простор для творчества.
15. Мне приходилось высказывать суждение о вещах, в которых я плохо разбираюсь.
1) да;
2) нет;
3) не помню.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы...
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным.
1) часто; _
2) редко;
3) никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации...
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.
1) всегда;
2) предпочитаю импровизацию;
3) зависит от ситуации.
20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах.
1) да;
2) нет;
3) не помню.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть...
1) я согласен;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег.
1) да;
2) иногда;
3) нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами...
1) доставляет мне удовольствие;
2) особых эмоций не вызывает;
3) мне в тягость.
24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, то...
1) я плачу ему той же монетой;
2) игнорирую этот факт;
3) предпочитаю выяснить отношения.
25. Я добросовестно готовлюсь к урокам.
1) обычно;
2) иногда;
3) всегда.
26. В работе для меня важнее всего...
1) привязанность учеников;
2) признание коллег;
3) чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния.
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег...
1) я не сомневаюсь;
2) уверенности нет;
3) затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять, то...
1) я стараюсь поправить его и объяснить ему его ошибку;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) пытаюсь понять его точку зрения.
30. Я опаздываю на работу...
1) регулярно;
2) изредка; .
3) никогда не опаздываю.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика, то...
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения.
1) обычно;
2) иногда;
3) редко.
33. В своем профессионализме…
1) у меня нет сомнений;
2) есть сомнения;
3) не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего...
1) трудовая дисциплина;
2) отсутствие конфликтов;
3) возможность работать творчески.
35. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня.
1) часто;
2) иногда;
3) никогда.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»...
1) согласен полностью;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть.
1) часто;
2) редко;
3) никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам.
1) часто;
2) иногда;
3) предпочитаю слушать других.
39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика.
1) если ученик этого заслуживает;
2) затрудняюсь ответить;
3) это недопустимо.
40. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу...
1) не всегда;
2) не знаю;
3) всегда.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками.
1) да:
2) нет;
3) иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями.
1) редко;
2) обычно;
3) всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных.
1) да;
2) не помню;
3) нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках...
1) только мешают учебному процессу;
2) лучше игнорировать;
3) можно эффектно использовать.
45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми.
1) да;
2) нет;
3) не помню.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону...
1) ученика;
2) учителя;
3) сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем.
1) как правило;
2) не обязательно;
3) проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными.
1) не вызывают;
2) не знаю;
3) вызывают.
50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом
1) да;
2) нет;
3) не помню.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов в каждой строке:
Приоритетные ценности учителя |
№ |
1 |
6 |
11 |
16 |
21 |
26 |
31 |
36 |
41 |
46 |
|
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
Психоэмоциональное состояние |
№ |
2 |
7 |
12 |
17 |
22 |
27 |
32 |
37 |
42 |
47 |
|
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
Самооценка |
№ |
3 |
8 |
13 |
18 |
23 |
28 |
33 |
38 |
43 |
48 |
|
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
Стиль преподавания |
№ |
4 |
9 |
14 |
19 |
24 |
29 |
34 |
39 |
44 |
49 |
|
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
Достоверность ответов |
№ |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
|
1 |
||||||||||||
2. |
||||||||||||
3 |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА
Приоритетные ценности учителя
1.1. Если преобладает первый вариант (первая строка): «Вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет Ваше здоровье и здоровье Ваших учеников.»
1.2. Если преобладает второй вариант (вторая строка): «В нелегкой работе учителя Вам важна поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в не меньшей степени нуждаются в Вашем внимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что дети не видят в Вас союзника; а Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем — пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.»
1.3. Если преобладает третий вариант (третья строка): «Школа для Вас «не один свит в окошке». Возможно, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своимпроблемам и переживаниям, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете не зависеть от мнения коллег и учеников, или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало для Вас безразлично.»
Психоэмоциональное состояние
2.1.Если преобладает первый вариант: «Вероятно, работа в школе отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и к окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии особой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в Ваших силах найти необходимые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помогут Вам достичь благополучного психоэмоционального состояния.»
2.2. Если преобладает второй вариант: «Благодаря повышенной чувствительности вашей нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение может зависеть от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вас из колеи. В таком состоянии Вы монете проявлять раздражительность, испытывать чувства тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность Вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно поучиться.»
2.3. Если преобладает третий вариант: «Ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием иневозмутимостью не кроются другие проблемы.»
Самооценка
3.1. Если преобладает первый вариант: «Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая сучащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.»
3.2. Если преобладает второй вариант: «Ваша самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту: у Вас «вырастают крылья». Вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в «полосе неудач») негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.»
3.3. Если преобладает третий вариант: «Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную, творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.»
Стиль преподавания
4.1. Если преобладает первый вариант: «Возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для Вас — объект воздействия, а не равноправный партнер, Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.
Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника» и Вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействий.»
4.2. Если преобладает второй вариант: «Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство: вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность.
Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания — строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?»
4.3. Если преобладает третий вариант: «Для Вас ученик — равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников.
Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.»
Достоверность ответов
Преобладание 1-2 вариантов: «У Вас высокая степень искренности и способности объективно оценивать себя»
Преобладание ответов третьего варианта: «Вы зависите от социально одобряемых норм и не всегда даете искренние ответы»