Психологический портрет учителя


Все об обследовании



Психологический портрет учителя

«Психологический портрет учителя»

(по книге Г.В. Резапкиной «Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков»)

Какой вы учитель? Хотите узнать свой стиль преподавания и получить информацию о некоторых особенностях Вашей нервной системы? Пройдите наш тест!

Инструкция:

Отвечая на воп росы, не забывайте, что «неправильных» ответов быть не может - могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, ко­торый наиболее точно отражает Ваши мысли, чувства, реакции.

1. В воспитании важнее всего:

1) окружить ребенка теплотой и заботой;

2) сформировать уважительное отношение к старшим;

3) выработать у него определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает на­столько, что я не могу вести урок.

1) да;

2) в зависимости от настроения;

3) нет.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвест­ны, я испытываю...

1) интерес;

2) смущение;

3) раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок, то...

1) я не могу начать урок;

2) я не обращаю на это внимания;

3) моя реакция зависит от ситуации.

5. Когда я поступаю несправедливо с учеником, то...

1) мне трудно признать это;

2) я могу признать свою неправоту;

3) таких случаев не было.

6. Для меня важнее всего...

1) отношения с учениками;

2) с коллегами;

3) не знаю.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть.

1) часто;

2) иногда;

3) никогда.

8. Присутствие на уроке посторонних...

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте.

1) обычно;

2) нет;

3) в зависимости от ситуации.

10. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам.

1) не уверен;

2) нет;

3) да.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться...

1) с учениками;

2) с коллегами;

3) лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении.

1) нет;

2) не всегда;

3) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других.

1) да;

2) нет;

3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который...

1) дает четкие указания;

2) не вмешивается в мою работу;

3) предлагает простор для творчества.

15. Мне приходилось высказывать суждение о вещах, в которых я плохо разбираюсь.

1) да;

2) нет;

3) не помню.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы...

1) доставляют мне удовольствие;

2) вызывают у меня чувство неловкости;

3) не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным.

1) часто; _

2) редко;

3) никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации...

1) меня мало волнуют;

2) иногда задевают меня;

3) часто задевают меня.

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.

1) всегда;

2) предпочитаю импровизацию;

3) зависит от ситуации.

20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах.

1) да;

2) нет;

3) не помню.

21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть...

1) я согласен;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег.

1) да;

2) иногда;

3) нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами...

1) доставляет мне удовольствие;

2) особых эмоций не вызывает;

3) мне в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, то...

1) я плачу ему той же монетой;

2) игнорирую этот факт;

3) предпочитаю выяснить отношения.

25. Я добросовестно готовлюсь к урокам.

1) обычно;

2) иногда;

3) всегда.

26. В работе для меня важнее всего...

1) привязанность учеников;

2) признание коллег;

3) чувство собственной необходимости.

27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния.

1) часто;

2) иногда;

3) не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег...

1) я не сомневаюсь;

2) уверенности нет;

3) затрудняюсь ответить.

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять, то...

1) я стараюсь поправить его и объяснить ему его ошибку;

2) перевожу разговор на другую тему;

3) пытаюсь понять его точку зрения.

30. Я опаздываю на работу...

1) регулярно;

2) изредка; .

3) никогда не опаздываю.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика, то...

1) я тут же заступлюсь за него;

2) один на один сделаю замечание коллеге;

3) сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения.

1) обычно;

2) иногда;

3) редко.

33. В своем профессионализме…

1) у меня нет сомнений;

2) есть сомнения;

3) не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего...

1) трудовая дисциплина;

2) отсутствие конфликтов;

3) возможность работать творчески.

35. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

1) часто;

2) иногда;

3) никогда.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»...

1) согласен полностью;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть.

1) часто;

2) редко;

3) никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам.

1) часто;

2) иногда;

3) предпочитаю слушать других.

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика.

1) если ученик этого заслуживает;

2) затрудняюсь ответить;

3) это недопустимо.

40. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу...

1) не всегда;

2) не знаю;

3) всегда.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками.

1) да:

2) нет;

3) иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями.

1) редко;

2) обычно;

3) всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных.

1) да;

2) не помню;

3) нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках...

1) только мешают учебному процессу;

2) лучше игнорировать;

3) можно эффектно использовать.

45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми.

1) да;

2) нет;

3) не помню.

46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону...

1) ученика;

2) учителя;

3) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем.

1) как правило;

2) не обязательно;

3) проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) да;

2) не все;

3) не знаю.

49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными.

1) не вызывают;

2) не знаю;

3) вызывают.

50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом

1) да;

2) нет;

3) не помню.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов в каждой строке:

Приоритетные ценности учителя

1

6

11

16

21

26

31

36

41

46

1

2

3

Психоэмоциональное состояние

2

7

12

17

22

27

32

37

42

47

1

2

3

Самооценка

3

8

13

18

23

28

33

38

43

48

1

2

3

Стиль преподавания

4

9

14

19

24

29

34

39

44

49

1

2

3

Достоверность ответов

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

1

2.

3

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА

Приоритетные ценности учителя

1.1. Если преобладает первый вариант (первая строка): «Вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет Ваше здоровье и здоровье Ваших учеников.»

1.2. Если преобладает второй вариант (вторая строка): «В нелегкой работе учителя Вам важна поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в не меньшей степени нуждаются в Вашем внимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что дети не видят в Вас союзника; а Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем — пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.»

1.3. Если преобладает третий вариант (третья строка): «Школа для Вас «не один свит в окошке». Возможно, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своимпроблемам и переживаниям, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете не зависеть от мнения коллег и учеников, или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало для Вас безразлично.»

Психоэмоциональное состояние

2.1.Если преобладает первый вариант: «Вероятно, работа в школе отнимает у Вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и к окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии особой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в Ваших силах найти необходимые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помогут Вам достичь благополучного психоэмоционального состояния.»

2.2. Если преобладает второй вариант: «Благодаря повышенной чувствительности вашей нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение может зависеть от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вас из колеи. В таком состоянии Вы монете проявлять раздражительность, испытывать чувства тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность Вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно поучиться.»

2.3. Если преобладает третий вариант: «Ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием иневозмутимостью не кроются другие проблемы.»

Самооценка

3.1. Если преобладает первый вариант: «Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая сучащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.»

3.2. Если преобладает второй вариант: «Ваша самооценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту: у Вас «вырастают крылья». Вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в «полосе неудач») негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.»

3.3. Если преобладает третий вариант: «Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную, творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.»

Стиль преподавания

4.1. Если преобладает первый вариант: «Возможно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для Вас — объект воздействия, а не равноправный партнер, Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в Вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.

Возможно, Вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника» и Вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействий.»

4.2. Если преобладает второй вариант: «Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство: вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность.

Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания — строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?»

4.3. Если преобладает третий вариант: «Для Вас ученик — равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников.

Основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для Вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.»

Достоверность ответов

Преобладание 1-2 вариантов: «У Вас высокая степень искренности и способности объективно оценивать себя»

Преобладание ответов третьего варианта: «Вы зависите от социально одобряемых норм и не всегда даете искренние ответы»


Посмотрите также



Оставить комментарий




Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы
Отзывы о препаратах

Новые комментарии