1 Рейтинг блога: 7652 | Оцени блог: 0

Особенности речевого развития детей: диагностика и методы коррекции

В большинстве случаев родители бьют тревогу слишком поздно, обращая внимание на речевое отставание ребенка, когда ему уже исполнилось 4-5 лет. Хотя современная медицина настоятельно рекомендует как можно раньше вести малыша к специалисту для своевременной работы по развитию речевых навыков.

Задержка речевого развития детей (ЗРР) ― такой диагноз все чаще ставят специалисты малышам в возрасте от 4 лет. Близок к нему и другой диагноз ― ЗПРР ― задержка психо-речевого развития. Первый подразумевает лишь задержку развития речи, а второй ― более серьезный ― и отставание в интеллектуальном развитии.

Задержка речевого развития у ребенка: суть диагноза и причины

Отставание речевых навыков ребенка от возрастной нормы и называется задержкой речевого развития. Ставится такой диагноз детям в возрасте до 4 лет, задержка речи в более позднем возрасте уже классифицируется как общее недоразвитие речи.

В интеллектуальном плане дети с ЗРР ничем не отличаются от своих «говорящих» сверстников, но если не предпринять никаких мер, этот диагноз грозит перейти в ЗПРР – уже с проблемами с мыслительными процессами.

Общепринятая периодизация речевого развития ребенка предполагает определенные речевые умения и навыки малыша на каждом возрастном этапе. Дети с диагнозом ЗРР не вписываются в эти рамки, не дотягивая до нужного уровня. Наблюдается отставание в произнесении звуков, первых слогов, слов, в построении словосочетаний и предложений, а чуть позже ― и в создании связных текстов.

По умственным способностям дети с диагнозом ЗРР не отличаются от других
По умственным способностям дети с диагнозом ЗРР не отличаются от других

Причинами задержки развития речи детей называют следующие факторы:

  • поражения и заболевания головного мозга, вызванные внутриутробными отклонениями (гипоксией, травмами, инфекционными заболеваниями матери); сложными (затяжными, стремительными и т. д.) родами; травмами и заболеваниями в младенческом возрасте;
  • невостребованность речевых проявлений, отсутствие стимулирования речи взрослыми: с ребенком мало разговаривают, не дают ему возможность словесно выражать свои желания и чувства;
  • отставание созревания нервных клеток, отвечающих за речевое развитие;
  • физиологическое или травматическое нарушение слухового аппарата.

Существуют определенные нормы развития речи детей в каждом возрастном периоде. Если на каком-то из этапов родители заметили несоответствие речевых навыков своего малыша норме, необходимо обращаться к одному из специалистов: невропатологу, логопеду, дефектологу, психологу или психотерапевту. И делать это надо как можно раньше.

Диагностика речевого развития детей

Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.

Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:

  • в 2 мес. мало лепечет;
  • в 8 мес. не откликается на свое имя, не понимает названия простых предметов и понятий, не выполняет простых действий;
  • в 2 года не любит повторять слова, имеет бедный словарный запас из единичных слов;
  • в 2, 5 года не может принести названные предметы, не знает названия частей тела, не умеет составлять словосочетания;
  • в 3 года в основе речи имеет отдельные слова, а не распространенные предложения, не всегда понимает смысл текстов или речи окружающих.

Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.

Диагноз ставится после обследования ребенка врачом и собеседования с родителями
Диагноз ставится после обследования ребенка врачом и собеседования с родителями

Методы коррекции речи

Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.

  • Стимулирование речи

Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.

  • Медикаментозное лечение

По предписанию невропатолога могут применяться препараты, улучшающие кровообращение мозга и стимулирующие умственные процессы: цинаризин, ноотропил, кортексин и др.

  • Электрорефлексотерапия и магнитотерапия

Эти методы позволяют восстановить деятельность отдельных разделов мозга, отвечающих за речевую активность, дикцию, лексический запас, мыслительные способности.

  • Массаж

Массаж стимулирует двигательные функции и помогает развивать ощущения и восприятие, что позитивно отражается на речи.

  • Нетрадиционные методы

Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др.

При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.

Родителям специалисты дают такие рекомендации:

  • главное ― не закрывать глаза на речевые проблемы малыша, не паниковать, не комплексовать, а просто помогать ребенку развиваться;
  • говорить с ребенком грамматически правильно, четко, внятно, в нормальном темпе, не растягивая слова, но и не торопясь;
  • ни в коем случае не сюсюкать и не повторять ошибки ребенка;
  • отвечать на все вопросы малыша и даже стимулировать постановку новых;
  • выслушивать ребенка до конца, исправляя ошибки в произношении по окончании монолога;
  • как можно больше читать книжек и давать слушать аудиозаписи;
  • во время игры активно разговаривать;
  • предпочитать задания на развитие речи и мелкой моторики рук;
  • выполнять все рекомендации специалистов.

Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз «задержка речевого развития» будет побежден.

?>
Снежана Лобанова | Все блоги автора (7)

Рейтинг блога: 7652 | Оцени блог: 0
НаправлениеПоказать

Блоги по теме



Оставить комментарий
Комментарии (1)


0
Большое вам спасибо за статью. Везде пытаюсь найти информацию по нашей теме. Нам поставили задержку речевого развития. Мне некогда самой заниматься, да и не очень получается, хоть и стараюсь изо всех сил. А к логопеду возить нет возможности, так как живем за городом. Начали месяц назад заниматься по скайпу. Логопеда Наталью Гамову нашла в инстаграме. Сначала присматривалась, читала ее статьи. Очень много нового и полезного узнала. А после консультации, когда стали уже по плану заниматься, улучшение у ребенка хорошее пошло. Сейчас у нее начинаем даже в месячном марафоне участвовать Говорилка.
Ответить


Оставить комментарий




Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы
Новые комментарии
Lyiza