2 Рейтинг блога: 707 | Оцени блог: +1

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются

  • неорганизованностью,
  • невнимательностью,
  • медлительностью или, наоборот, гиперактивностью,
  • тревожностью,
  • неуверенностью в себе,
  • трудностями общения со сверстниками,
  • раздражительностью,
  • конфликтностью,
  • агрессивностью,
  • снижением познавательных интересов.

Причины возникновения:

  • любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств,
  • родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др.
  • угрозы выкидыша, иммунологическая несовместимость (по резус-фактору),
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение,
  • перенесенные матерью инфекции во время беременности, действие лекарств в этот период,
  • пищевые отравления будущей матери, принятие ею алкоголя, наркотиков, курение,
  • травмы, ушибы в области живота.

В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный.

Гиперактивный тип проявляется значительно чаще.

Коррекционная работа у детей с ММД должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

Одним из характерных признаков ММД является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У таких детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений речи. У большинства детей с ММД имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Импрессивная речь (восприятие и понимание речи) этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи (речевое высказывание) этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

Структура речевого дефекта детей с ММД является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ММД, проводится по следующим направлениям:

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
  • Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти
  • Формирование пространственных представлений
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова
  • Развитие лексики, грамматики
  • Формирование морфологической и синтаксической системы языка
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
  • Формирование анализа структуры предложений
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи

Коррекционно–логопедическое воздействие при ММД осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально–психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

Детская поликлиника Литфонда
?>
Поликлиника Литфонда | Все блоги автора (111)

Рейтинг блога: 707 | Оцени блог: +1
НаправлениеПоказать

Блоги по теме



Оставить комментарий
Комментарии (2)


+1
Племяннице невролог поставил диагноз ММД 3 года назад, сказал, что само пройдет, ничего делать не надо. Сейчас ребенку 4 года. Имеет ли смысл что-то делать, обследовать ребенка или уже поздно?
Из проблем в настоящее время нерешительность, застенчивость, неуверенность, всего боится, в речи слегка запинается.
Можно списать просто на характер...
Ответить
0
К сожалению заочно подобные вещи комментировать сложно. Проявления и выраженность каждой проблемы индивидуальны у каждого ребенка. Возможно запинки в речи - проявление тонического логоневроза. Рекомендуем проконсультироваться очно у невролога и вероятнее всего потребуется консультацию логопеда. Логоневроз часто сопряжен тревожностью, неуверенностью в себе, психологическим напряжением и как следствие излишним напряжением мышц лица и речевого аппарата.
Ответить



Оставить комментарий




Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы
Новые комментарии
Поликлиника Литфонда

Валентина55