0 Рейтинг блога: 918 | Оцени блог: +1

Нарушение мышечного тонуса у детей

На сегодняшний день у многих родителей часто возникают вопросы, связанные с нарушением мышечного тонуса у ребенка. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Мышечный тонус напрямую связан с работой двигательной сферы. Контроль за ней осуществляет наша нервная система. Снижение или повышение мышечного тонуса, двигательной активности, наличие аномальных, «избыточных» движений – все это часто является патологическим состоянием. Оценка нормы и патологии двигательной сферы, а также уровень поражения нервной системы и само заболевание его вызвавшее, определяются детским неврологом.

Принято делить движения на произвольные и непроизвольные.

Произвольные движения – это движения, осуществляемые осознанно и самостоятельно:

  • стояние;
  • ходьба;
  • хватательные движения;
  • удержание предметов руками и др.

К непроизвольным (автоматизированным) относятся:

  • мелкая моторика (мимика, жесты);
  • автоматизм движений.

Проверка работы двигательной сферы у ребенка производится при помощи изучения активных и пассивных движений, мышечного тонуса и координации движений. При наличии полного объема движения в суставах, достаточной мышечной силы и тонуса, необходимость исследовать пассивные движения отпадает.

Исследования пассивных движений осуществляется врачом в положении лежа у ребенка (положение полной мышечной релаксации). Детский врач определяет подвижность в суставах, а также путем ощупывания - тонус мышц.

При атонии (гипотонии), т.е. сниженного мышечного напряжения, отмечается:

  • дряблость;
  • вялость мышц;
  • избыточность движения в суставах;
  • снижение сухожильных рефлексов.

При гипертонии отмечаются, наоборот:

  • «скованность» мышц;
  • повышенная напряженность мышц;
  • ограничение активных движений;
  • появление патологических рефлексов;
  • гиперрефлексии.

В обоих вариантах измененного мышечного тонуса снижается мышечная сила, а также скоординированность движений.

Силу мышц, наличие парезов и параличей у детей старше 3-х лет определяют при помощи:

  • динамометра;
  • исследования ходьбы;
  • специальных неврологических проб (например, проба Барре и др.).

У детей младше 3-х лет силу мышц определяют при помощи наблюдения за:

  • двигательной активность конечностей;
  • способностью ребенка перемещаться в пространстве;
  • способностью брать и удерживать игрушки;
  • способностью сопротивляться целенаправленному осмотру врача и др.

Силу мышц определяют при помощи специальной международной, так называемой, «шестибалльной системе». Оценка на «4» и «5» по этой системе является нормой.

При осмотре грудного ребенка необходимо проводить исследование, соблюдая правило: «снизу вверх», т.е. осмотр с ног и выше. Это дает малышу возможность привыкнуть к незнакомому человеку (врачу) и не испугаться раньше положенного времени. При плаче, беспокойстве ребенка правильная оценка двигательно-рефлекторной сферы крайне затруднительна.

У детей старшей возрастной группы осмотр специалиста должен осуществляться наоборот – «сверху вниз».

Когда врач говорит о мышечной дистонии, он имеет ввиду нарушение тонуса мышц в различных участках тела, «избыточности» двигательной активности, пластичности движений у ребенка.

«Избыточными» движениями можно считать:

  • дрожание (тремор);
  • медленные вычурные движения конечностей, тела (атетозы) и др.

Не всегда мышечная дистония, особенно у ребенка первого года жизни, является патологической.

Мохов Константин Олегович

Детский невролог высшей категории

Кандидат медицинских наук

Детская поликлиника Литфонда

?>
Поликлиника Литфонда | Все блоги автора (111)

Рейтинг блога: 918 | Оцени блог: +1
НаправлениеПоказать

Блоги по теме



Оставить комментарий




Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы
Новые комментарии