0 Рейтинг блога: 2312 | Оцени блог: 0

дети из детских домов

В СССР детский дом является государственным воспитательным учреждением для детей, лишившихся родителей. Детские дома начали организовываться с первых же дней установления советской власти.

В создании детских домов нашли своё выражение социалистический гуманизм, неустанная забота и внимание к детям со стороны Коммунистической партии, Советского правительства и всего советского народа.

Воспитание и обучение детей, лишившихся родителей, признаётся в СССР важнейшим государственным делом.

В годы великих испытаний, пережитых нашей родиной (иностранная интервенция в период гражданской войны, Великая Отечественная война), детские дома спасли много сотен тысяч детей, лишившихся родителей.

Уже в самом начале Великой Октябрьской социалистической революции советская власть столкнулась с огромным числом нищих, голодных и бездомных детей.

Ещё задолго до первой мировой войны в царской России насчитывалось свыше двух с половиной миллионов нищих и беспризорных детей2. Бездомность детей ещё больше усилилась в годы первой мировой войны и в годы интервенции и гражданской войны.

Перед Советским правительством встала задача — изъять с улицы бездомных и беспризорных детей и спасти их от физической гибели и морального разложения. Выполнение этой задачи было возложено на детские дома.

В 1921—1923 гг. детские дома создавались всюду, где в них ощущалась настоятельная потребность. Позже число детских домов стало сокращаться в связи с уменьшением детской беспризорности. Общее число детских домов нормального типа по СССР было таково:

Годы / Число детских домов / В них детей (в тыс.)

1921 .......... 5251 ... 260,6

1922.......... 7815 ... 451,6

1923 ......... 7120 ... 433,4

1924.......... 4976 ... 352,1

1925.......... 3572 ... 292,1

1926.......... 2925 ... 250,2

В январе 1942 г. Советским правительством было издано постановление об устройстве на воспитание в семьи трудящихся и о безотказном приёме в детские дома всех детей-сирот.

Во время Великой Отечественной войны сеть детских домов и число воспитанников в них сильно возросли. Были созданы специальные детские дома для детей воинов Советской Армии и партизан Отечественной войны и детей, родители которых погибли от фашистских захватчиков. По постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации», такие специальные детские дома на 137 100 детей были открыты в течение сентября—ноября 1943 г. в девяти областях.

В связи с дальнейшим освобождением советских районов и областей от фашистских захватчиков Совет Народных Комиссаров 10 ноября 1944 г. издал постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений».

В период блокады Ленинграда городской отдел народного образования с помощью городских комитетов ВКП (б) и ВЛКСМ провёл большую работу по охране детей, лишившихся родителей.

Ленинградский городской и районные отделы народного образования при участии комсомола, учителей, домохозяек выявляли осиротевших детей и направляли их в детские дома. В течение только 1942 г. в детские дома было принято около 40 000 детей-сирот.

На 1 июля 1941 г. в Ленинграде было 48 детских домов, на 7 марта 1942 г. — уже 98. В середине 1942 г. детские дома Ленинграда стали эвакуироваться.

В Сталинградской области накануне Великой Отечественной войны было 24 детских дома с 2500 детей. В первые месяцы войны Сталинградская область приняла из районов, угрожаемых врагом (из Украины, Белоруссии и др.), 41 детский дом с 9000 детей. С приближением фронта к Сталинградской области было эвакуировано 70 детских домов.

Во время осады Сталинграда тысячи детей остались без родителей и крова. Дети подбирались бойцами Советской Армии и работниками отдела народного образования и направлялись в открываемые для них детские дома. В Сталинградской области были открыты специальные детские дома для детей героических защитников Сталинграда.

К концу 1946 г. в Сталинградской области существовало 34 детских дома с 4500 воспитанниками.

В 1946 г. только по РСФСР число воспитанников в детских домах возросло до 393 000 человек, в том числе 330 585 воспитанников были в общих детских домах, 32 960 — в специальных детских домах, остальные — в прочих детских учреждениях. Советское правительство проявляло исключительную заботу о детях, родители которых погибли во время Великой Отечественной войны.

По решению Совета Народных Комиссаров СССР от 21 августа 1945 г. было организовано 92 детских дома для детей, родители которых погибли при обороне Ленинграда.

Кроме детских домов, состоящих на государственном (в том числе и на местном) бюджете, в СССР функционируют детские дома, организованные при промышленных предприятиях.

В других союзных республиках также существует значительное количество детских домов. Так, в Грузинской ССР в 1949 г. их было 48 с числом воспитанников около 5000, в Узбекской ССР в 1951/52 г. 278 детских домов с 17 137 воспитанниками, в Белорусской ССР в 1949 г. 297 детских домов и т. д.

В детских домах воспитываются преимущественно дети — круглые сироты. Из 393 000 воспитанников детских домов в РСФСР в 1946 г. было около 120 000 детей, имеющих лишь одного из родителей (большей частью мать), и только около 20 000 детей, имеющих обоих родителей.

Из детей круглых сирот и полусирот около 80% потеряли родителей на фронтах Великой Отечественной войны. Детские дома в СССР различаются по возрасту воспитанников и специальному назначению.

С учётом возраста воспитанников организуются: а) детские дома для детей дошкольного возраста — от 3 до 7 лет и б) для детей школьного возраста — от 7 до 14—16 лет.

Кроме специальных Детских домов, открытых для детей воинов Советской Армии, к детским домам специального назначения должны быть отнесены: детские дома для одарённых детей в области отдельных видов искусства: музыки, живописи, скульптуры и т. д., санаторные детские дома и др.

Детские дома совместно со школами обеспечивают детям получение всестороннего воспитания, умственного, физического, нравственного, эстетического и политехнического обучения.

Детские дома готовят из своих воспитанников людей культурных, образованных, дисциплинированных, физически здоровых, закалённых, трудолюбивых, честных, беззаветно преданных своей родине и Коммунистической партии. Хорошо поставленной внешкольной образовательно-воспитательной работой (лекции, кружки) и трудовым обучением детские дома должны сыграть большую роль в осуществлении политехнического обучения.

Ряд бывших воспитанников детских домов удостоен высокого звания Героя Советского Союза, некоторые достигли учёных степеней, сделались крупными учёными, художниками, музыкантами. Многие воспитанники детских домов получили высшее образование и являются высококвалифицированными специалистами — инженерами, агрономами, врачами, педагогами. Многие воспитанники детских домов отважно сражались за родину на фронтах Великой Отечественной войны и награждены орденами.

Герой Советского Союза Александр Матросов, которого славит наша родина и о котором слагает былины советский народ, воспитывался в детском доме.

Три Героя Советского Союза — Боков, Моисеев и Сельский — вышли из среды воспитанников Барнаульского детского дома. Дирижёр Большого театра в Москве, талантливый музыкант Иванов — бывший воспитанник детского дома. Подобных примеров можно указать много.

Такие результаты достигаются потому, что детский дом своим чётким режимом, хорошо поставленной воспитательной работой, трудовой установкой всего коллектива педагогов и воспитанников, разумным проведением досуга развивает в своих питомцах сознательную дисциплину, твёрдую волю, умение преодолевать трудности. Во многих детских домах высоко поставлена художественная работа.

В воспитании детей в детских домах сочетаются некоторые элементы хорошего семейного воспитания с широкой постановкой воспитания в коллективе и через коллектив.

Для получения общего образования воспитанники детских домов обучаются в ближайших школах. Даже при наличии большого числа воспитанников в детском доме школа при нём, обслуживающая только воспитанников этого детского дома, не организуется, а воспитанники посещают обычную школу.

Это делается для того, чтобы не создавать замкнутости, изолированности воспитанников детского дома.

Получение семилетнего образования является обязательным для воспитанников детских домов. По окончании семилетней общеобразовательной школы часть воспитанников детских домов переходит в профессиональные учебные заведения, другая же часть продолжает общее образование в VIII—X классах средней школы, оставаясь на содержании детского дома.

Около 50% воспитанников детских домов — это дети младшего школьного 7—11-летнего возраста.

Одной из составных частей воспитания в детском доме является трудовое воспитание, задачей которого является содействие школе в осуществлении политехнического обучения и в то же время обучение профессиональным навыкам.

Для осуществления этих задач в детских домах для детей школьного возраста организуются мастерские. В 1946 г., по данным 1528 детских домов, из 100 844 воспитанников обучалось в мастерских 46 000 в возрасте старше 12 лет.

Наряду с обучением в мастерских в детских домах поставлено трудовое воспитание в форме обучения и участия детей в работах по домоводству, в поле, на огороде, в саду, в работах трудовых и технических кружков.

В воспитательной работе детских домов большое место занимает внеклассное чтение как средство повышения идейно-политического и культурного уровня воспитанников. Многие детские дома обладают значительными детскими библиотеками. Так, детский дом при станции «Правда» Московской области имеет библиотеку в несколько тысяч книг.

Широко развиты в детских домах и другие виды внешкольной работы. Во многих детских домах имеются оркестры духовых и народных струнных инструментов.

Большое распространение получили в детских домах разнообразные кружки: литературные, краеведческие, юных натуралистов, исторические и особенно кружки художественной самодеятельности: драматические, хоровые и музыкальные, хореографические, изобразительных искусств. Имеется также много физкультурных кружков, шахматных и т. п.

В детских домах работают десятки тысяч педагогов-воспитателей. Среди них немало таких, которые воспитанию детей, лишившихся родителей, посвятили всю свою жизнь.

В воспитательной работе школьных детских домов огромную роль играют комсомольская и пионерская организации. Большинство воспитанников детских домов — пионеры. Среди воспитанников старшего возраста более 40% комсомольцы.

В каждом детском доме для содействия директору и педагогическому коллективу в деле воспитания и осуществления детской самодеятельности создаётся ученическая организация — детский совет.

В заключение остановимся кратко на характеристике нескольких детских колоний и детских домов.

В 1920 г. А. С. Макаренко создал вблизи г. Полтавы по поручению губернского отдела народного образования трудовую колонию для4 несовершеннолетних правонарушителей.

Работу пришлось начинать в чрезвычайно трудных условиях: для колонии была отведена усадьба с полуразрушенными зданиями бывшей в дореволюционное время колонии малолетних преступников. Ни дверей, ни полов не было. Даже некоторые печи были разобраны на кирпич. В эту трудовую колонию в начале её деятельности было прислано несколько юношей, недисциплинированных, совершенно разложившихся, не желавших работать.

А. С. Макаренко, самоотверженно отдаваясь работе, проявляя большой педагогический такт, неустанно заботясь об удовлетворении материальных нужд колонии, в течение 3 лет сумел создать образцовое учреждение — Трудовую колонию имени А. М. Горького с дружным трудовым коллективом и прекрасно поставленным хозяйством.

В колонии имени А. М. Горького благодаря педагогическому таланту А. С. Макаренко установилась образцовая дисциплина, сложились свои традиции.

Воспитанники её прониклись чувством общественного долга и высоко поддерживали честь своей колонии.

В основу воспитания А. С. Макаренко положил воспитание в коллективе, воспитание в труде, воспитание дисциплины, чувства долга и чести, воспитание советского патриотизма. Воспитанники своим трудом обслуживали все нужды колонии и одновременно учились в школе.

А. С. Макаренко с педагогическим тактом умел сочетать власть педагога с большими правами коллектива колонистов, большую требовательность к воспитанникам с любовью к ним, свободу и необходимость, обязанности и права колонистов. Организуя воспитательную работу в колонии, он мастерски сочетал элементы большой деловитости и игры.

Большое значение имели традиции и символика: сигналы горниста, рапорты, простая изящная форма одежды, знамя, оркестр и т. п. Это вносило в жизнь колонистов своеобразную красоту и способствовало дисциплинированности.

В 1926 г. колония по своей инициативе (с соответствующего разрешения Наркомпроса) оставила прекрасно налаженное хозяйство под Полтавой и переселилась в колонию несовершеннолетних правонарушителей в Куряж, близ Харькова, 280 воспитанников которой, вследствие неумело поставленной воспитательной работы, совершенно разложились и приходили в колонию только спать и есть. Обширные земли Куряжской колонии не обрабатывались.

Умелыми приёмами, опираясь на своих воспитанников, А. С. Макаренко быстро сумел подчинить куряжан своему влиянию; расхлябанные куряжане в течение короткого времени превратились в дисциплинированных горьковцев.

А. М. Горький, посетив колонию в 1928 г., писал:

«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог».

В своём письме к А. С. Макаренко (1933) Горький писал: «Огромнейшего значения и поразительно удачный эксперимент Ваш имеет мировое значение на мой взгляд».

Продолжением и развитием педагогической работы А. С. Макаренко в колонии имени А. М. Горького явилась его педагогическая деятельность в Трудовой коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (с 1927 по 1935 г.) на окраине г. Харькова. Это было воспитательное учреждение для беспризорных детей и подростков.

В коммуне имени Ф. Э. Дзержинского были организованы два сложных промышленных предприятия (производство фотоаппаратов и производство электросвёрл), на которых работали в течение четырёх часов в день все воспитанники, уделяя остальную часть трудового дня ученью в средней школе.

Об экономической эффективности этой трудовой деятельности коммунаров говорят следующие данные: в течение нескольких лет были покрыты все капитальные затраты на заводские здания и оборудование предприятий, полностью покрывались все текущие расходы на содержание нескольких сот воспитанников и педагогического персонала и сверх того на 1 января 1934 г. коммуна имела свободных средств на текущем счету 3 600 тыс. рублей.

А. С. Макаренко в коммуне имени Дзержинского блестяще доказал на практике возможность соединения успешного обучения в средней школе с оплачиваемым производительным трудом детей и подростков на технически высоко поставленном производстве. В коммуне имени Дзержинского широко и разнообразно была поставлена внешкольная работа: образовательные, технические, художественные и физкультурные кружки, клуб, театр, кино, библиотека.

Под талантливым руководством А. С. Макаренко бывшие беспризорные, преодолев пережитки старого, становились дружной семьёй, крепким коллективом людей, полных чувства долга и чести, уважения к человеку, умеющих продуктивно работать, обладающих организационными навыками, преданных Советской родине.

Колония имени Горького художественно изображена самим А. С. Макаренко в «Педагогической поэме», а коммуна имени Дзержинского в другом его художественном произведении — «Флаги на башнях». Этими произведениями зачитывается не только молодёжь, но и читатели всех возрастов. Свой замечательный педагогический опыт А. С. Макаренко, кроме того, обобщил теоретически в ряде педагогических статей и лекций и в «Книге для родителей».

В селе Скурыгине (ст. Лопасня Московской обл.) в ноябре 1927 г. был организован специальный детский дом — Институт трудового воспитания «Новая жизнь», дающий своей работой прекрасные результаты. В нём воспитываются девочки. Организатором и руководителем его является энтузиаст своего дела, врач по образованию, педагог по призванию и таланту — Пётр Владимирович Поталак.

Институт расположен в бывшем имении царской фрейлины Васильчиковой. В распоряжении этого института имеется 42 га пахотной земли, 20 га парка, 50 га леса. Красивое, просторное здание вмещает общежитие воспитанниц, физкультурный зал, помещение дирекции института.

В специально построенном здании помещается средняя школа. Имеются швейная, ткацкая и трикотажная мастерские. Все здания электрифицированы.

В Институте трудового воспитания «Новая жизнь» воспитываются бывшие правонарушительницы — девушки и девочки-подростки, которые перевоспитываются здесь и становятся честными, трудолюбивыми гражданками Советского Союза.

Методы воспитательной работы в институте характеризуются его директором П. В. Поталаком следующими словами: «В каждом воспитаннике мы прежде всего ищем положительные качества и, опираясь на них, уже начинаем методику воспитательных воздействий на данного ребёнка.

Стараемся его чем-нибудь заинтересовать, выявить его способности в какой-либо области и даём все возможности для развития этих способностей. Ребёнок, увлекшись интересным для него делом, постепенно забывает плохое и таким образом исправляется».

П. В. Поталак и руководимый им педагогический коллектив внимательно изучают психологические особенности каждой воспитанницы и дают тонкие индивидуальные характеристики.

Чёткий режим, обучение в школе, трудовое воспитание (сельскохозяйственные работы в хозяйстве института, в ткацкой, швейной и трикотажной мастерских, а также по домоводству), хорошо налаженная работа комсомольской и пионерской организаций, хорошо поставленная физкультура, развитие внешкольной работы, в частности хорового и музыкального кружков, педагогическое мастерство директора института П. В. Поталака и педагогического коллектива и умелый индивидуальный подход их к каждой воспитаннице — всё это сделало Институт трудового воспитания «Новая жизнь» замечательным по результатам воспитательным учреждением.
Алёнkа | Все блоги автора (19)

Рейтинг блога: 2312 | Оцени блог: 0
НаправлениеПоказать

Еще почитать



Оставить комментарий




Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы
Новые комментарии