0 Рейтинг блога: 1867 | Оцени блог: 0

К вопросу об аутизме (часть 2).

Как проявляется аутизм у детей? Как его можно заподозрить и при подозрении у родителей к кому обращаться?

Аутизм имеет достаточно широкие, в смысле проявлений, рамки. Обычно «странности» поведения можно обнаружить в возрасте 6 — 8 месяцев, но такие «странности», часто выявляются ретроспективно. Чаще диагноз раннего детского аутизма выставляют в возрасте 2 — 3 года, но разбирая поведение ребёнка до 1 года,  выявляют такие «странности». Например, ребёнок не активно реагировал на маму и её ласку. Спокойно оставался один в комнате в возрасте 7 — 8 месяцев не проявляя беспокойства. Избирательно реагировал на членов семьи. После 1 года (а иногда раньше) у него могут отмечаться стереотипные движения: длительно и часто повторяющиеся двигательные действия, например похлопывание себя руками по несколько минут, навязчиво раскачиваются на стуле и др. В дальнейшем может отмечаться строгая избирательность в еде, в маршруте прогулке на улице и т. д.

Чаще диагноз раннего детского аутизма выставляют в возрасте 2 — 3 года

  Приведу один пример из моей практики, который интересен, и пациент требует дальнейшего наблюдения. Ко мне обратилась педиатр и сказала, что ребёнок в возрасте 2 месяца не фиксирует взгляд и не следит за предметом. Я осматривал этого ребёнка, и он фиксировал взгляд и следил за предметами. Обсудив с педиатром эти явления, решили, что возможно у ребёнка что-то со зрительным анализатором. Ребёнка снова осмотрел я, как невролог и офтальмолог, и мы ни чего не обнаружили. Потом его стал осматривать тот самый педиатр, и он на неё  не реагировал - «игнорировал». Возникло подозрение, что возможно это уже аутистические проявления. Мы наблюдали за ребёнком. Он рос, улыбался, но не часто и неохотно. Реагировал на предметы и игрушки, но не на все и часто мало эмоционально. И выборочно реагировал на врачей. Кого-то рассматривал с интересом, а кого-то игнорировал, смотрел как-бы насквозь. Были даны рекомендации: по изменению интерьера комнаты, по игрушкам, по поведению родителей и воспитанию ребёнка, по  определённой социализации ребёнка. В настоящее время ребёнку 1 год. В его поведении отмечаются не которые «странности», но конечно сказать, что у него есть аутизм не возможно. Мы продолжаем наблюдать за ребёнком и проводим его активную социализацию.

  Однако чаще всего аутизм выявляется, когда на приём приходят в возрасте 2 — 2,5 года с жалобами на задержку речевого развития. При консультировании выявляются признаки аутистичекого поведения. Диагноз аутизм выставляет врач психиатр, но впервые родители таких детей обращаются к педиатру и неврологу. И эти специалисты должны заподозрить данное нарушение и потом направить к психиатру, педагогу-дефектологу, логопеду. При аутизме может наблюдаться разная степень психоречевого развития. Может быть грубое отставание речи, а может наблюдаться достаточно высокий уровень интеллекта. В зарубежной литературе используют термин — савантизм.

Савантизм (от французского слова savant - учёный), синдром саванта характеризуется появлением у людей с психическими нарушениями или аутичных феноменальных способностей в какой-то узкой области знаний.

  Принято считать, что при аутизме дети замкнуты, нелюдимы и неконтактны. Да, действительно чаще это так. Однако может наблюдаться и двигательная гиперактивность и даже агрессивность. Были случаи, когда ко мне приходили дети с ранее выставленным диагнозом гиперактивность, а оказывалось, что у них аутизм.

  Такие дети в первую очередь нуждаются в социализации, проведении специализированных занятий с педагогом-дефектологом, логопедом. В Москве успешно работают различные реабилитационные Центры, лекотеки. Хотя этого недостаточно и требует дальнейшего развития.

  Специфического медикаментозного лечения не существуют. Более того, я отмечал, что как дети избирательно реагируют на людей, события, так они могут избирательно реагировать на медикаменты. Например, успокоительные средства их могут возбуждать. Однако полностью отказываться от медикаментозного лечения тоже не совсем правильно.  Необходимо проводить комплексный подход в лечении таких детей.

  Иллюстрация 3 – произведение аутичной студентки-художницы из Латвии Милды Бандзайте (Milda Bandzaite) «Война во Вьетнаме».

Читайте также на нашем сайте про феномен Рейно, грипп, боль в колене .

?>
igorv352 | Все блоги автора (20)
детский невролог
Рейтинг блога: 1867 | Оцени блог: 0
НаправлениеПоказать

Блоги по теме



Оставить комментарий




Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы
Новые комментарии